De-Animator (troika_ptah) wrote,
De-Animator
troika_ptah

Поп, гроб и клоп

 
Вы когда-нибудь обращали внимание, что слова "поп, гроб и клоп" рифмуются друг с другом, да и вообще звучат весьма похоже? Случайно ли это или указывает на внутреннюю родственность сущностей? Связующие нити между ними провести несложно. Постельный клоп (Cimex lectularius) — насекомое-кровосос, пьёт кровь из человека и других млекопитающих. Поп — кровосос трудящихся масс, питается их деньгами, временем и сознанием. Конечный результат жизнедеятельности попов и клопов для человека один — гроб, смерть. Разница, конечно, тоже есть. Поп обещает жизнь вечную после смерти, а клоп ничего такого не обещает, я во всяком случае об этом не слышал.
 
Русский народ давно эту связь заприметил и даже нашёл ей применение в быту. Поскольку родственные сущности бессознательно притягиваются друг к дружке, постольку при помощи одной из сущностей можно попробовать избавиться от другой.
 
"Куда поп, туда и клоп"
 
Считается, что если клопов подложить попу или бросить их ему в спину, то эти клопы не только останутся с попом, но и всех своих приятелей из вашего жилища к попу перетянут. Когда священник выходит из дому, «захватывают в горсть клопов столько, сколько могут сразу захватить, и бросают в нижнюю часть спины священника, приговаривая „Куда поп, туда и клоп”» (Тотемский уезд Вологодской губернии, Тен., № 339, л. 32, корр. И. Голубев*).
 
Клопов можно подложить попу в шапку: «поймать трех клопов и, завернув в бумажку, положить в шапку священника, когда он ходит с требами по прихожанам» (Болховский уезд, Тен., № 895, л. 9, корр. И. Адамов). А также в карман и под седелку лошади: «когда он ездит по сбору, причем приговаривают: „Попы, везите наши клопы!”» (Пензенский уезд, Тен., № 1374, л. 52, корр. Н. Аравийский). Итог будет одинаковым — все ваши клопы перелезут к попу в силу магического притяжения между ними. Причину этого притяжения в народе никак не объясняли, а только повторяли: „Куда поп, туда и клоп”.
 
"Койды гроб, тойды клоп"
 
Магия аналогичных манипуляций с гробом была столь же эффективной: «Три клопа положат в гроб покойника и приговорят: „Койды гроб, тойды клоп”» (Двина, Шенкурский уезд, Мансикка, 1912**). Далее следует то же притяжение неизвестного происхождения, которое в случае с попом ещё можно было объяснить — клопы таки перебегают к живому млекопитающему, на котором могут продолжить кормиться, то гроб это уже что-то непонятное — перебегание в гроб равно самоубийству. И точно так же крестьяне не пытались обнаружить в притяжении гробом клопов каких-то причинно-следственных связей, прикрываясь чёткостью и безапелляционностью формулы "куда гроб, туду и клоп" — куда ж ещё ему деться-то?
 
Мне вот интересно, действует ли это притяжение в других направлениях? Будут ли верны формулы "куда поп, туда и гроб", "куда клоп, туда и гроб"? Здесь открывается большой простор для научных исследований.
 
"Хлоп по манде, клоп вон из избе!"
 
Не могу не упомянуть ещё одну практику изгнания клопов посредством голых женщин, хотя это и не имеет прямого отношения к теме "поп, гроб и клоп", однако что-то в ней тоже есть любопытное и магическое.
«Баба вечером раздевается донага, садится верхом на кочергу и три раза объезжает вокруг избы, приговаривая нараспев: „Хлоп по манде, клоп вон из избе!” Затем опять въезжает в избу» (с. Шатогорское Пинежского уезда, Шейн, Зам., л. 19***). Есть у меня предположение, что здесь связь объясняется уже родственностью клопа и манды — инструмента для высасывания женщинами жизненных сил и соков из мужчин, но до конца не уверен.
__________________
* Тен. — Тенишевский фонд. — Архив Государственного музея этнографии народов СССР, ф. 7, оп. 1. Здесь и далее оригинальные тексты цитируются по статье Терновская О. А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М.: Издательство «Наука», 1981. С. 139-159.
** Мансикка В. Заговоры Шенкурского уезда. Живая старина, 1912, вып. 1.
*** Шейн П. В. Заметки о насекомых (похороны мух, блох и тараканов). — Архив АН СССР, ЛО, ф. 104, оп. 1, № 860.
 
This entry was originally posted at http://troika-ptah.dreamwidth.org/30433.html. Please comment there using OpenID.
Tags: lulz, фольклор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments